16 нояб. 2016 г.

Фонетика и графика (звуки и буквы)

Основными понятиями, умениями и навыками в этой области обучающиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звуко-буквенный анализ слов.
Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.), получают представление о возможном расхождении произношения и обозначения звуков в слове.

Порядок фонетического разбора.
1 этап. Постановка ударения. Деление на слоги.
2 этап. Гласные звуки.
3 этап. Согласные звуки.
4 этап. Количество звуков и букв.

1 этап. Постановка ударения
Навык постановки ударения формируется у учащихся еще в букварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык и отрабатывать орфоэпические нормы. Успех изучения таких тем, как склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов и изучение целого ряда орфографических правил (правописание не и ни в отрицательных местоимениях, правописание суффиксов, наречий) определяется степенью сформированности этого навыка.
Для формирования навыков постановки ударения использую следующие упражнения:

- Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух? Прислушайся, какой слог сильнее звучит?
- Придумай предложение со словом "руки", а теперь со словом "руки ".
- Придумай слова к схемам.

Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?
Охотник стрелял белок. В яйце есть белок.
У зайца два длинных уха. Варилась уха.
- Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Собака сидит у ворот. У рубахи вышит ворот.
За рекой было село. Солнце село.

2 этап. Гласные звуки: ударные и безударные.
Начинать разбор каждого гласного звука в отдельности надо с гласного в ударном слоге. Необходимо обратить внимание на то, что в ударном слоге гласный звук слышится и произносится наиболее отчетливо, в безударных менее отчетливо.
При анализе необходимо называть тот гласный звук, который произносим и слышим в безударном слоге. Это позволит избежать такой ошибки, когда вместо звука называется гласная буква. Кроме того, внимание к такому положению звука подготовит основу для различения написаний, определяемых произношением, и написаний, не определяемых произношением; готовит к осознанному усвоению орфографических правил, в частности, правописанию безударных гласных в различных морфемах.

Упражнения.
Прочитай слова. Произнеси, как мы их обычно говорим. Сделай вывод.
Нора, норы, норы;
роман, романы, романа,
Сравни произношение слов с написанием. Подчеркни буквы, не соответствующие звукам.
Береза, огонь, окно, вода.

На какие группы можно разделить эти слова?
Сын, сон, сад, рот, рыл, рак, дом, дым, дал.
Дополни каждую группу своими словами.
Подчеркни в словах буквы, обозначающие гласные звуки. Какие гласные звуки они обозначают?
Пожалуйста, спасибо, здравствуйте.
Запишите буквами:
[луга], [л'устра], [пар], [ п'атка ].
Почему одинаковые гласные звуки вы обозначили разными буквами? Подчеркните их.

З этап. Согласные звуки: 
Звонкие и глухие, твердые и мягкие:
Какими буквами они обозначаются.
При характеристике согласных необходимо обратить внимание учащихся на то, что твердые и мягкие согласные звуки - то разные звуки, с их помощью различаются лексические значения слов и их форм (сталь - стал, стань - стан). Уже в букварный период необходимо сформировать у учащихся четкое представление о твердости и мягкости согласных звуков, обозначение их на письме.
Фонетический разбор позволяет формировать представление учащихся о процессе ассимиляции по глухости звонкости (оглушение звонких согласных перед глухими, озвончение глухих перед последующими звонкими).
Упражнения.
Подчеркни "б" - в твердой позиции, "б" - в мягкой позиции.
Бараны били в барабаны.
Послушай как произносятся слова. Сравни с написанием. Подчеркни случаи происхождения звука и буквы в корне слов:
лов голод
улов голодал
наловил голодный
Подчеркни согласные, которые пишутся не так, как произносятся:
дуб суп
рукав шкаф
луг лук
гараж шалаш

Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков:
кильки, книжка, сахар, сильный, редька.
Придумай два слова, в которых:
а) все буквы соответствуют звукам.
б) букв больше, чем звуков.

4 этап. Количество звуков и букв.
На этом этане фонетического разбора необходимо сравнять произношение и написание слова, определить количество звуков и букв, их обозначающих.
Учащиеся должны ответить на вопросы: из какого количества звуков, произносимых и слышимых, состоит данное слово? Какими буквами обозначены эти звуки? Совпадает ли количество звуков и букв; если нет, то почему?
Важно, чтобы учащиеся умели анализировать слова, где одна и та же буква, обозначает два разных звука и, наоборот, два, одинаковых, звука, обозначаются, разными буквами: дуб [дуп] - звук [п] обозначается буквами "б", "п".
В разбор следует включать и слова с буквами "ь", "ъ", которые не обозначают звуков ("мебель", "ружье", "письмо" и т.п.). А также с буквами "я, ю, е, ё,", которые обозначают один или два звука в зависимости от положения в слове (синюю, яблоня, смеётся). Берём для разбора слова с сочетанием одинаковых букв, произносимых как один долгий звук, с сочетаниями букв, обозначающими один звук, слова с непроизносимыми согласными.

Подробнее узнать о гласных звуках русского языка вам помогут таблицы





Большую помощь в выполнении заданий, связанных с фонетикой, помогает выполнить
"Лента букв".


Как сделать фонетический разбор слова.
1. Выпиши слово.
2. Раздели слово на слоги, укажи количество слогов.
3. Поставь ударение.
4. Запиши транскрипцию слова.
5. Дай характеристику каждого звука.
6. Сосчитай сколько в слове букв и звуков.

Делай так:
ГРИБ – 1 слог, 4б., 4зв.
[гр’ип]
г – [г] – согл., тв. парн., зв. парн.
р – [р‘] – согл., мягк. парн., зв. непарн.
и – [и] – гласн., ударн.
б – [п] – согл., тв. парн., глух. парн.

Чтобы закрепить материал, посмотрите видеоурок.



Источники:https://www.youtube.com/watch?v=JdeFtniOJ94&spfreload=5
http://gramotka.blogspot.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий